Урок по ОРКСЭ 4 класс

Я представлю интегрированный урок ОРКСЭ в 4классе и Ознакомления с окружающим миром во 2 классе по теме «Семья».
Цель моего урока: показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Цель реализовала через следующие задачи:
*Формировать понятия: «семья», «члены семьи»; *Развивать речь, внимание, мышление, память, *Способствовать формированию понимания значимости семьи. *Воспитывать любовь и уважение к своей семье. *Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру. *Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью,
Развивать чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела, помочь ребенку увидеть своё место в семье.
При подготовке к уроку была проведена предварительная работа: обучающиеся 4 класса готовили презентации на тему «Моя семья», обучающимся 2 класса на выбор было предложено составить родословное древо, написать рассказ или сочинение о члене семьи, при этом родители могли оказать помощь своим детям.
На уроке я использовала индивидуальную, групповую формы, игровые ситуации, а также стихи, ребус, презентацию, бумажный наглядный материал, работы детей: презентацию, составленные родословные древа, написанные рассказы, сочинённые детьми, стихи.
Начнем наш урок.
Ребята! Посмотрите друг другу в глаза. Прикоснитесь ладошками. Что вы почувствовали? (тепло).
Тепло не только ладошек, но тепло и добро наших сердец.
Я думаю, что у нас сегодня на уроке будут царить и тепло и добро.
Беседа: Ребята, что это такое? (ребус). Давайте его отгадаем, чтобы узнать о чём пойдёт разговор на уроке. (семья)
Правильно, сегодня мы поговорим о семье!
(Слайд 1)
А как вы думаете, что такое семья? (высказывание детей)
Семья — это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случится несчастье, кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди – мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры и другие члены семьи. – это бы не надо.
Давайте вместе прочитаем:
(Слайд 2)
Мы будем сегодня говорить о семье, потому что:
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ — родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты входишь из семьи.
Сегодня мы будем строить дом для счастливой семьи — это дом добрых мыслей, добрых слов и поступков, хорошего настроения, доброго сердца.
Перед вами сердце. Какое оно? (Холодное). А вспомните, у какого сказочного героя было похожее сердце? (Кай Г.Х. Андерсен «Снежная королева»).
(Слайд 3)
— Какой был Кай с холодным, ледяным сердцем? (грубый, предатель, завистливый, жадный и т.д.).
Давайте растопим ледяное, холодное сердце Кая. Для этого надо вспомнить все добрые дела, которые вы сделали, и наполнить сердце Кая добротой.
(Дети выходят, рассказывают о своих добрых поступках, потом наклеивают красное маленькое сердечко на большое белое сердце).
В жизни можно по-разному жить:
(Слайд 4)
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реки, реки – в море добра. И только добрые сердца способны создать что-то особенное, способны построить «дом для счастливой семьи».
Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье было счастье?
(Далее следуют ответы детей.)
– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.
Сейчас превратимся в строительную бригаду. (Рассказываю)
Для строительства нашего дома мы закупили такие кирпичики, как любовь, уважение, понимание, здоровье, чистота, красота, дружба, труд, уют, теплота, доброжелательность, спокойствие.
Начинаем строительство. Что вы положите как основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома).
Постепенно, складывая по стены кирпичику, воздвигаем дом, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения.
Для окон вам предлагается 4 цвета: желтый, зеленый, синий и красный. Определяем, что пройдёт в наш дом через эти открытые окна: зеленый цвет — принесёт в дом спокойствие; желтый цвет — принесёт в дом тепло; синий цвет — принесёт в дом мир и покой; красный цвет — принесёт в дом благополучие.
Мы построили дом — «дом счастливой семьи», где всегда нам будет тепло и уютно, где нас любят, понимают, всегда придут на помощь. А теперь этот дом согреем теплом лучей солнца. Солнце — это символ тепла и доброты (открывается плакат с изображением солнца с лучиками).
Дом, который мы сегодня построили, можем разрушить, а можем сделать так, чтобы он всегда процветал, всегда согревал всех членов семьи своим теплом, чтобы мы всегда дружно в нём.
— Назовите членов своей семьи?
— Как вы думаете, что значит для семьи каждый член семьи?
Папа – это покой, защита всей семьи.
(Слайд 5)
Мама – это забота о семье.
Дедушка – это связь времён, связь отцов и детей (
Бабушка – самое тёплое, доброе слово. Баба – самая уважительная женщина среди людей
Братья и сёстра – очень близкие родственники. Брат всегда защищал и заботился о ней, сестра также относилась к брату с особой теплотой и нежностью.
Предлагаю Детям продемонстрировать (домашнее задание) родословные древа — 2 класс, зачитывает стихотворения «Моя прабабушка» — ученик 2 класса Иванов Андрей)
Предлагаю детям игру
Игра: Семью можно представить ещё в виде круга, который имеет охранительный смысл, защита.
Задание: нарисовать круг и расставить в нём членов семьи (выступление детей).
Ребята, дом, в который вы построили, живите дружно и любили друг друга. Любите и почитайте своих родителей, дарите им радость и заботу.
Выступление родителей
Сегодня к нам пришли мама Кирилла — Елена Алексеевна Имярекова и бабушка Андрея — Галина Николаевна Карпова, которые расскажут нам о своих прекрасных, счастливых семьях.
(слово выступающим).
Тлебовой Дианы — ученица 4 класса представляет свою домашнюю работу – презентация «Моя семья»
Учитель
Дом, заставленный добром, ещё не дом,
И даже люстра над столом – ещё не дом.
И на окне живой цветок – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста,
Что от ладоней до окна
Наполнен дом твоим теплом.
И так мы построили дом счастливой семьи, наполненный добром и теплом, так же, а наш урок был теплым и добрым?
— Как вы думаете, ребята, есть у нас ещё один дом и ещё одна семья?
(Слайд 6)
Правильно это наш класс, наша школа. В нём хорошо учиться и уютно каждому, как в семье, когда каждого любят, уважают, ценят, независимо от учебных успехов, за то, что он — человек.
Рефлексия
Игра «Закончи предложение»:
(Слайд 7)
— Больше всего я люблю в своей семье…
— Больше всего я огорчаюсь, когда…
— Мои родители счастливы, когда…
— Моя мама любит, когда я…
— Я люблю свою школьную семью за то что …….
(Высказывания ребят.)
Итог:
Я хотела бы подарить вам эти солнышки, чтобы вы сохранили тепло в ваших сердцах и согревали ими свой дом, окружающих вас людей.