Урок литературы в 11 классе

Урок литературы в 11 классе. Учитель — Лешко Наталья Сергеевна

Цели
 урока: показать, что тема Родины – основная в поэзии Есенина, и проследить, что включает поэт в это понятие; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки комплексного анализа лирического произведения.
Оборудование: портреты поэта, иллюстрации, репродукции картин художников  Шишкин, Левитан , рисунки ребят к стихотворениям Есенина.
На доске высказывания Е. Евтушенко
Есенин, дай на счастье нежность мне
К берёзкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему другому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим.


(Е. Евтушенко)
I. Слово учителя. Беседа с учащимися.
Вся поэзия С. Есенина – это признание в любви родному краю, родной земле, Родине.
Но более всегоЛюбовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
А что же включает в это понятие — Родина – поэт? Сергей Есенин говорил, что “чувство Родины” – основное в его творчестве. М. Горький и Е. Евтушенко выделили то “основное”, что почувствовали в его лирике. Прочитайте их высказывания и назовите ключевые слова. “Поля и леса”, “деревенское небо”, “животные и цветы”, “печаль полей”, “любовь ко всему живому”, “милосердие”, “нежность к берёзкам и лугам, к зверью и людям” — это “одна большая любовь, любовь к Родине” Сергея Есенина.
А. Блок тоже писал о Родине: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”. Но в чём различие между поэтами?
Учащиеся отмечают, что А. Блок только в стихах III этапа процесса “вочеловечивания” обрёл новые ценности – Родину, а С. Есенин сделал эту тему в лирике центральной.
2.
1. Обсуждение, выразительное чтение и анализ стихотворений
(индивидуально). (другие дети делают записи в своих тетрадках. По мере выступлений )
Стихотворения для выразительного чтения и анализа:
— «Гой ты, Русь моя родная»;
— «Низкий дом с голубыми ставнями…»,
— «Я покинул родимый дом…»,
— «Несказанное, синее, нежное…».
Вопросы и задания для анализа (записаны на доске):
1. Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?
2. Найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.
3. Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?
4. Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?
Вывод:
 
какая тема неразделима с темой Родины в лирике Есенина? (Тема природы.)
. Этап углубления результатов осмысления лирики С. Есенина.
3.
Сопоставление стихов Есенина с русской живописью и с картинами ,нарисованными ребятами .
Каждая группа приводит примеры того, как «работает» цвет в стихотворениях Есенина. (Подвести учащихся к пониманию того, что
цвет у Есенина экспрессивен: «синий» — синоним слова «нежный», «голубой» — эпитет Руси: «голубая Русь».)
Учащиеся отмечают, что
голубой, синий — краски неба, золотой — колосящегося поля и т. д. — в поэзии Есенина сопоставимы с палитрой русской живописи.
4.Этап подведения итогов урока.
Учитель: Поэт М. Дудин писал: «Торжество восхищения перед умением так рассказывать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновение, равное вечности, увидеть полет коня, прикоснуться к его движению, соединяющему времена и миры и превращающему благодарные слезы в звенящее мерцание созвездий. Это и есть, наверное, поэзия, томительная необъяснимость ее обаяния». Эти слова мы с полным основанием можем отнести и к поэзии Есенина.
Вопросы:
1. Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?
2. Какой след в душе оставила лирика Есенина и сам поэт?
5.Домашнее задание (контроль усвоенного).
1. Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина (на выбор).
2. Сочинение на одну из тем:
— «Мой Есенин»;
— «Стихотворение Есенина, которое меня взволновало»;
— «Природа и Родина в лирике Есенина».