Разъяснения прокуратуры Тюменской области по вопросу соблюдения прав граждан на общедоступность и бесплатность образования в части обеспечения обучающихся рабочими тетрадями

 
Разъяснения прокуратуры Тюменской области по вопросу соблюдения прав граждан на общедоступность и бесплатность образования в части обеспечения обучающихся рабочими тетрадями
Частью 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральный закон) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Предусмотренному праву гражданина корреспондирует обязанность государства в лице органов власти субъектов Российской Федерации организовать обеспечение муниципальных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ, и учебными пособиями, допущенными к использованию при их реализации (ст.8 федерального закона).
Действующее законодательство Российской Федерации об образовании не содержит понятия «рабочая тетрадь».
Пункт 2 Санитарных правил и нормативов «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2002 №38), ранее дававший классификацию изданий в зависимости от функционального назначения в процессе обучения на учебники, учебные пособия и практикумы, отменен приказом от 02.12.2014 №78 (в процессе судебного обжалования данного пункта в Верховном Суде Российской Федерации, определение от 19.12.2014 №АКПИ14-1264У
В соответствии с пп.3.2.4.3.4.2.3 Межгосударственного стандарта «Система стандартов по информации, библиотечном дел и издательскому делу», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 №331-ст, под рабочей тетрадью понимается учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. В утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 29.04.2015 №450 Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, рабочие тетради также отнесены к числу учебных пособий — печатных и (или) электронных учебных изданий, дополняющих либо замещающих частично или полностью учебник.
В силу положений пп.9 п.З ст.28 федерального закона определение списка учебников (в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ, относится к самостоятельной компетенции организации.
Федеральные государственные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования (утверждены Приказами Минобрнауки от 06.10.2009 №373, от 17.12.2010 №1897, от 17.05.2012 №413) определяют нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями исходя из расчета не менее одного учебника (в печатной или электронной форме), достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана по основной образовательной программе, а также входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В отсутствие разъяснений Министерства образования и науки Российской Федерации, неоднозначности судебной практики по вопросу обязания обеспечить обучающихся учебными пособиями в виде рабочих тетрадей в ряде регионов Российской Федерации (Республики Коми, Саха (Якутия), Татарстан, Архангельская область, Приморский край) необходимо исходить из обязательности и объективной необходимости использования учебного пособия в виде той или иной рабочей тетради для освоения программы конкретного учебного предмета (к примеру, в случаях невозможности использования учебника в отрыве от соответствующей рабочей тетради, являющейся неотъемлемой частью учебного издания), в обязательном порядке подтверждаемой включением образовательной организацией такого пособия в список учебных пособий, используемых в образовательном процессе как приложение к учебному плану, и как следствие, возникновения в таких случаях обязанности по обеспечению обучающихся не только учебниками, но и учебными пособиями.
С учетом изложенного, предлагается принять меры, направленные на недопустимость требований о приобретении за счет средств родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей.