Конспект урока физики в 9 классе

Конспект урока по физике 9 класс

Учитель физики: Маликова А.М.
Тема урока: «Сила тока».
Цели урока:
— Формировать у обучающихся  понятие силы тока; изучить формулу для расчета данной величины;
— формировать у обучающихся навыки для измерения силы тока и умение применять их при решении практических задач;
Продолжить воспитание познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
— Сегодня мы с вами начнем знакомство с характеристиками электрического тока. В начале урока проверим домашнее задание.
Тест:
Вариант 1
1.      Электрическим током называют:
А) движение электронов по проводнику;
Б) упорядоченное движение электронов проводнику;
В) движение электрических зарядов по проводнику;
            Г) упорядоченное движение электрических зарядов по проводнику.
2.      Какие превращения энергии присутствуют в гальванических элементах?
А) электрическая энергия превращается в химическую;
Б) механическая энергия превращается в электрическую;
В) внутренняя энергия превращается в электрическую;
Г) химическая энергия превращается в электрическую.
3.      Нарисуйте схему электрической цепи, состоящей из источника тока, ключа, двух лампочек, звонка и резистора. Все потребители подключены последовательно.
Вариант 2:
1.      Электрической цепью называется:
А) соединенные друг с другом источник тока, провода и потребители электроэнергии;
Б) соединенные друг с другом источник тока, потребители электроэнергии.
В) соединенные друг с другом провода и потребитель электроэнергии.
2.      Из чего делают электроды в сухих элементах?
А) из свинца;
Б) из угля и пероксида марганца;
В) из цинка и меди;
Г) из цинка и угля.
3.      Нарисуйте схему электрической цепи состоящую из источника тока, ключа, резистора и лампы подключенных друг к другу параллельно.
2.
Актуализация знаний.
Проведение эксперимента:
Взять яблоко или лимон, воткнуть два проводника — медный провод и гвоздь. Подсоединить изготовленный источник тока с гальванометром и проверить наличия тока в цепи. Объясните почему?
— Давайте еще раз вспомним, что представляет собой электрический ток?
(направленное движение заряженных частиц).
— Каковы действия электрического тока?
(тепловое, химическое, магнитное и физиологическое)
— Одинаковое ли тепловое действие оказывают ток, текущий по спирали камина и ток, текущий по проводам к этому же камину? (
не одинаковое. Спираль камина нагревается сильнее, чем провода, значит ток в спирали оказывает более сильное тепловое действие)
— От чего же это зависит? Наверно, от характеристик электрического тока. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из них. Итак, тема нашего урока: «Сила тока».
 3.
Изучение нового материала.
— Итак, мы с вами вспомнили, что носителями электрических зарядов в металлах являются электроны. И что электрон – это отрицательно заряженная частица. Следовательно, когда он перемещается по проводнику, он переносит с собой отрицательный заряд.
— Рассмотрим участок проводника. Выделим в нем некоторую площадь поперечного сечения, через которую за некоторое время t проходит какое-то количество электронов, которые за это время проносят через это сечение заряд q. Очевидно, что чем больше электронов пройдет через данное поперечное сечение проводника, тем больший заряд они перенесут. Так вот, отношение прошедшего заряда через поперечное сечение ко времени, в течение которого он был перенесен называется силой тока.
Сила тока – это физическая величина, равная отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.
Обозначение силы тока – I.
По определению сформулируем чему же равна сила тока?
                                  ЗАРЯД
СИЛА ТОКА = ———————
                                  ВРЕМЯ
— Запишите данную закономерность в виде формулы.

 
 

 Единица измерения силы тока называется Ампер. Названа она так в честь французского ученого А. Ампера, который много сделал для изучения электромагнитных явлений.
Краткая информация об ученом: Ампер Андре Мари (1775 – 1836(сообщение учащегося) [I] = 1 А (Ампер)
На практике часто применяются и другие единицы измерения силы тока:
1 мА = 0,001 А;
1 мкА = 0,000001 А;
1 кА = 1 000 А.
Задание 1: Осуществите перевод единиц силы тока в принятые единицы СИ.
150 мА =
28 кА =
3600 мкА =
 Задание 2: Осуществите  указанные переводы единиц:
0,041 А = ……… мкА = ………. мА;
0, 55 А = ………мкА = ……….мА;
850 А = ……… кА.
— Итак, сила тока – это физическая величина, а любую величину можно измерить. Для измерения силы тока существует прибор, который называется «Амперметр».
Амперметр – прибор для измерения силы тока.
Демонстрация амперметра.
Задание: прочитать § 10 и найти правила включения амперметра в электрическую цепь и записать в тетради.
Правила подключения амперметра в электрическую цепь:
1. амперметр всегда подключается последовательно с тем потребителем, в котором необходимо измерить силу тока.
2. положительный полюс источника тока подключать к положительному полюсу амперметра, а отрицательный – к отрицательному;
Обозначение амперметра на схеме электрической цепи.
 Схема электрической цепи, в которую включен амперметр:
5. Закрепление изученного материала.
Фронтальная беседа:
— От чего зависит интенсивность действий электрического тока?
— Что такое сила тока?
— Как определить силу тока?
— Что принимают за единицу силы тока?
— Что такое 1 Ампер?
— Как выразить электрический заряд через силу тока и время прохождения тока по проводнику?
— Как называется прибор для измерения силы тока?
— Назовите правила включения амперметра в электрическую цепь.
— Каково условное обозначение амперметра на электрической схеме.
Решение задач по теме:№№29,31,32,34 (учебник Громова  )
6.
Подведение итогов.
Учащимся сообщаются оценки, полученные на уроке.
 Домашнее задание: §10,№30,33
Рефлексия: Синквейн
             1. Первая строка содержит одно слово из любого количества сло­гов — термин, фамилия, понятие.
2. Вторая строка содержит два слова — определения предмета, темы стихотворения.
3. Третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции «героя» синквейна.
4. Четвертая строфа содержит предложение из 4-х слов, раскрываю­щее смысл главного слова синквейна.
5. Последняя строка — одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.
Ампер
Трудолюбивый, обстоятельный
экспериментировал, анализировал, наблюдал
Определил главную характеристику силу тока
Гений!