Новости

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Конспект урока русского языка 10 класс. Учитель русского языка первой квалификационной категории Замякина Наталья Валентиновна

 

Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи.

Учитель русского языка первой категории Замякина Наталья Валентиновна

Цель урока:

Предметные результаты:

— разграничить лингвистические понятия «язык» и «речь»,

— совершенствовать навыки работы с научно-учебным, лингвистическим, текстом, уделяя одновременно внимание повышению письменной грамотности обучающихся.

Личностные результаты:

— формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные результаты:

— совершенствовать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению (регулятивные УУД),

— совершенствовать умение использовать знаково-символические средства для решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, структурировать знания (познавательные УУД),

— развивать речевую деятельность (коммуникативные УУД).

Эпиграф урока:

Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык.

К.Г.Паустовский

1. Слово учителя:

       Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много.

       А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…

       Продолжите ряд противопоставлений: сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, выразительное – невзрачное, величественное – скверное, живое – мёртвое.
Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

2. Работа в группах.

Этапы урока для каждой группы носят примерный характер, последовательность и время их выполнения могут меняться по ходу урока.

1 группа

2 группа

3 группа

1.Подготовка к ЕГЭ.

А5. Синтаксические нормы.

А3. Морфологические нормы.

Вопрос: На что вы обращали внимание при выполнении данного задания?

1.Работа с материалом учебника: стр. 14-17. Составить схему-конспект: «Понятие «язык» и «речь». «Противопоставление понятий». «Формы и типы речи». Подготовить краткое устное сообщение.

2.Проанализировать предложенные 2 и 3 группой схемы-конспекты. Подготовить краткое устное сообщение.

2.Упражнение 15 (II) стр.20 из учебника. Дополнительные задания к упражнению в форме ЕГЭ.

Проверка.

2.Упражнение 177 стр.76 из дидактических материалов.

3.Упражнение 11 (2 и 3 абзац) стр.17-18 из учебника. Дополнительные задания к упражнению в форме ЕГЭ.

Проверка. Вопрос: Какую дополнительную информацию можно получить из данного текста?

3.Упражнение 184 стр.81 из дидактических материалов.

4.Тестирование в формате ЕГЭ: А3 и А5.

Проверка.

4.Подготовка к ЕГЭ: средства выразительности языка (В8). Карточки-конструкторы. Дополнительное задание: составить предложения, используя какой-нибудь троп.

4. Подготовка к ЕГЭ: средства выразительности языка (В8). Кроссворд «Стилистические фигуры речи». Дополнительное задание: составить с данными словами предложения.

5.Вывод по теме урока: Основные требования к речи. Заслушивание творческих работ по теме учащихся 3 группы.

6.Домашнее задание.

Упражнение 83 стр. 72 по заданию учебника.

6.Домашнее задание. Упражнение 154 стр. 115 (часть I) по заданию учебника. Текст необходимо списать в тетрадь.

6.Домашнее задание. Упражнение 154 стр. 115-116 (часть II) по заданию учебника. Текст необходимо списать в тетрадь.

3. Итог урока. Оценки.

 

Урок русского языка в 10 классе. 11.04.2013

Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи.

План работы 1 группы

1.      Повторение. Подготовка к ЕГЭ.

А5. Синтаксические нормы.

Задание: Составить словосочетания или предложения с приведёнными предлогами:

благодаря, согласно, вопреки.

А3. Морфологические нормы.

Задание: Составить словосочетания с каждым из приведённых ниже слов, используя в качестве зависимого слово в скобках.

избегать – уклоняться (ответственность)

отзыв – рецензия (книга)

полный – наполненный (вода)

рассердиться – рассержен (шутка приятеля).

2.      Теоретическое изучение темы урока.

Проанализировать предложенные 2 и 3 группой схемы-конспекты.

Подготовить краткое устное сообщение (В случае затруднения можно обратиться к материалу учебника: стр.14-17).

3.      Практическая работа.

Упражнение 11 (2 и 3 абзац) стр.17-18. Задание:

1.Списать 2 и 3 абзац данного текста, применяя правила правописания.

2. Указать слова, образованные путём перехода одной части речи в другую.

3. В предложениях 3 абзаца найти однородные члены, обозначить их графически.

4.Среди предложений 2 абзаца найти вводное слово.

5. Среди предложений 2 абзаца найти краткое причастие, выполнить его морфемный разбор.

4.      Тестирование в формате ЕГЭ: А3 и А5.

А3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1.      Нехватка в деньгах

2.      Наградить премией

3.      Обрадоваться возвращением друга

4.      Предупредить опасность

5.      Регулировать процессом

6.      Вера в победе

А5.Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1.      Благодарясистемы условностей возник особый язык византийской живописи.

2.      Благодаря творчества Глинки русская музыкальная школа достигла признания в Европе.

3.      Согласно приказа директора въезд транспорта на территорию предприятия запрещён.

4.      Благодаря разумному графику подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

5.      Согласно распоряжения премьер-министра, аудио- и видеопродукция теперь будет добавлена в перечень товаров, которые не разрешено продавать вне стационарных мест торговли.

6.      Вопреки желания больного его положили в больницу.

5.      Сформулируйте вывод по теме данного урока.

6.      Домашнее задание.

Упражнение 83 стр. 72 по заданию учебника

Урок русского языка в 10 классе. 11.04.2013

Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи.

 

План работы 2 группы

1.      Теоретическое изучение темы урока.

Используя материал учебника на стр.14-17, составить схему-конспект на одну из тем: «Понятие «язык» и «речь».

 «Формы и типы речи».

Подготовить краткое устное сообщение.

2.      Практическая работа №1.

Упражнение 15 (часть II) стр.20.

Задание:

1.Списать текст, соблюдая правила оформления диалога.

2.Проведите наблюдение над особенностями диалогической речи в них.

3.Укажите слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова».

4.Найдите обособленное распространённое приложение, относящееся к личному местоимению.

5.Укажите предложения с обращением, с вводным словом.

3.      Практическая работа №2.

Упражнение 11 (2 и 3 абзац) стр.17-18.

Задание:

1.Списать 2 и 3 абзац данного текста, применяя правила правописания.

2. Указать слова, образованные морфолого-синтаксическим способом (т.е. путём перехода одной части речи в другую).

3. В предложениях 3 абзаца найти однородные члены, обозначить их графически.

4.Среди предложений 2 абзаца найти вводное слово.

5. Среди предложений 2 абзаца найти краткое причастие, выполнить его морфемный разбор.

4.      Подготовка к ЕГЭ: средства выразительности языка (В8).

Работа с карточками-конструкторами.

Дополнительное задание: составить предложения, используя какой-нибудь троп.

5.      Сформулируйте вывод по теме данного урока.

6.      Домашнее задание.

Упражнение 154 стр. 115 (часть I) по заданию учебника. Текст необходимо списать в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 10 классе. 11.04.2013

Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи.

План работы 3 группы

1.      Теоретическое изучение темы урока.

Используя материал учебника на стр.14-17, составить схему-конспект на тему

«Противопоставление понятий «язык» и «речь».

Подготовить краткое устное сообщение.

2.      Практическая работа №1.

Упражнение 177 стр.76 из дидактических материалов.

Задание:

1.Какую дополнительную информацию вы получили из приведённых текстов? Запишите её.

2.Дайте толкование научных (лингвистических) терминов: связность, цельность, коммуникация.

3.Что входит в понятие текстуальность?

4.Как вы понимаете слова обряд, ритуал? Какие бывают обряды, ритуалы?

3.      Практическая работа №2.

Упражнение 184 стр.81 из дидактических материалов.

Задание:

1.На основе приведённых высказываний римского поэта Горация и французского философа Гельвеция составьте текст, озаглавьте его.

4.      Подготовка к ЕГЭ: средства выразительности языка (В8).

Подготовка к ЕГЭ: средства выразительности языка (В8). Кроссворд «Стилистические фигуры речи».

Дополнительное задание: составить с данными словами предложения.

5.      Сформулируйте вывод по теме данного урока.

6.      Домашнее задание.

Упражнение 154 стр. 115-116 (часть II) по заданию учебника. Текст необходимо списать в тетрадь.

Кроссворд  «Стилистические фигуры речи»

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.